Зовут меня Михаил. Увлекаться моделями из бумаги начал еще в довольно раннем детстве (в конце 70-х годов прошлого века, представляете себе! :-) ). Сначала это была различная летающая на нитке силуэтная белибердистика отечественного производства, попадавшая мне в руки. И вот в 1982 году, когда я был на отдыхе в Симферополе, друзья открыли мне удивительный мир журнала Maly Modelarz. Первыми моделями, пополнившими мою коллекцию, стали модели самолета “Mirage”, монитора “Железняков” и танка КВ-1. Купить его в Союзпечати было очень трудно – на такой большой город как наш Донецк приходило всего несколько экземпляров. Клеил я все подряд (да и сейчас бывает интересно попробовать себя в разных направлениях), но, не имея опыта (даже игнорировал внутренние детали набора корпуса!!!), получал довольно одинаково кургузых уродцев. Одно время я даже выписывал журнал (были все номера за 1983г. – подписка оборвалась на №9 в связи с изменением ситуации в ПНР), обходилось все это всего-ничего, несколько рублей. Затем смог еще купить пару-тройку журналов в Союзпечати, после чего они исчезли напрочь.
Прошли годы. Увлекался пластиком, собрал неплохую коллекцию германских самолетов различных авиафирм времен II мировой войны. Думал, что не вернусь к бумаге никогда. И вот в 2003г., когда на работе появился И-нет, я решил по старой памяти поискать что-нибудь забытое из детства.

Все модели, (за исключением PZL-В37 “Los”, который печатался на тонкой “финской” бумаге, 80 г/см2, потом клеился на ватман, моро-о-о-ки было!!!), печатались на обычном ватмане (200 г/см2), набор – картон 1 - 1.5 мм; принтер – струйный Canon Stylus C40, у приятеля стоит, из дешевеньких; клей - ПВА.

AVRO “LANCASTER” FLY

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знаете, у меня с детства была мечта построить масштабную модель
английского бомбардировщика Lancaster. Когда-то давно у меня была эта
модель в пластмассе от нашей Донецкой фабрики игрушек (хотя
пресс-формы для него, на сколько мне известно, вроде бы были
английскими), но масштаб 1:96 не сильно располагал к отображению
особенностей этого известнейшего самолета. Да и красок тогда было не
достать.

Позднее, когда я стал постарше, я видел этот же бомбардировщик в
пластиковом исполнении одной из известнейших зарубежных фирм.
Выглядела она очень привлекательно, масштаб был покрупнее, но цена!
Цена отпугивала сразу. Короче, мечта продолжала существовать…

И вот, когда в 2003г. я вернулся к давно забытому, но горячо любимому
мною картону, то (при помощи данного форума!) сделал запрос и узнал,
что фирма Fly Model сделала мне подарок – в №009 они опубликовали то,
что я так давно искал! Благодаря любезной помощи одного коллеги я
получил их в пользование (надо сказать, что это были первые сканы не
от Maly Modelarz, которые я увидел воочию). Естественно, после Maly
Modelarz (у которого чаще всего модели самолетов довольно просты) у
меня разбежались глаза от того обилия подробностей и деталей, которые
предлагались для исполнения разработчиками модели. Поэтому, спустя
полгода после получения сканов, я приступил к реализации данного
проекта.

Итак, что я могу сказать по поводу своего последнего детища… МОНСТР!
По всем показателям. И по габаритам, и по сложности (с моей точки
зрения), и по времени реализации данного проекта. Начал я его еще
весной 2004г. путем трансформации на компьютере из неудобного для
печати формата А3 (ну дорого в таком формате печатать – по цене
получается почти тоже, что и купить реальный журнал!) в любимый А4
(хотя я сохранил журнальный вариант масштаба – 1:33). Кое-какие детали
пришлось порезать (в частности, крылья и створки бомболюка). Но потом
они склеились нормально. Печатал, как и ранее, на струйничке Epson
Stylus C40UX. Но до начала печати сделал одну ошибку, которая дорого
мне потом обошлась. Я не откорректировал цветовую заливку деталей.
Поленился. Решил, что качество сканов будет нормальным. В результате
получились блекленькие листики, которые потом, после соприкосновения с
руками, стали еще более блеклыми, в особенности детали черного цвета,
коих было очень много. Но о цветах – позже.

Практическое построение я начал в начале августа 2004г. А закончил в
первых числах июня 2005г. Оцените время! Хотя, конечно, нужно
учитывать, что работа велась не каждый день (а лишь дня по 2-3 в
неделю), часа по 2-3, да еще, в основном, ближе к полуночи, когда силы
уже не те.

Сперва сделал интерьер пилотской кабины. Получилось неплохо, да еще я
добавил рычаги с ручками, кое-какие приборы (продублировал интерьер и
наклеил на толстый картон, затем вырезал и окрасил торцы – так,
например, получилась радиостанция и т.д.). Жаль, не получилось сделать
крупную фотографию интерьера…
А вот затем встретились первые трудности. Во-первых, дважды пришлось
переделывать сегмент фюзеляжа, который опоясывает приборную доску
(из-за нестыковки) и наращивать боковинки этого сегмента, которые
соприкасаются с кабиной. А во-вторых, настало суровое испытание моих
способностей к моделизму – подоспело время делать шарообразное
остекление штурманской кабины. О… Это было что-то! Я перечитал кучу
статей и у Сокольца, и на других сайтах, списывался с коллегами – все
сходились во мнении, что надо вытягивать из какой-нибудь пленки. Но
какой? Сначала я хотел использовать для этой цели одну из шарообразных
ножек донышка пластиковой бутылки, просто обрезав его по размеру без
вытягивания, но пластик оказался очень жестким и от этой идеи я
отказался. Попробовал еще всякую всячину – не вышло. Короче, все
закончилось тем, что я выклеил шаблон из ватмана по выкройкам из
журнала (лень было строгать из бревна), покрыл клеем, обточил его
наждаком, закрепил на ручке швабры (!) скотчем, и, нагрев на плите
пленку, которой покрывают коробки с импортными рубашками, натянул ее
на свою болванку. Получилось то, что надо (см.фото)! В дальнейшем я
пользовался в качестве болванок и ручкой от маленького шила, и
головкой бадминтонного волана. Кое-что собирал по выкройкам (там где
они стыковались не по стеклу). Вышло неплохо.

Не буду описывать мельчайших подробностей сборки. Скажу только, что
особенных нареканий сканы не вызвали. Правда, не всегда сходились
линии расшивки фюзеляжа и крыльев. Тем не менее сам фюзеляж сошелся
почти идеально (хотя уже сейчас, после сборки, просмотрев фотографии,
коллеги посоветовали чуть уменьшать в будущем размеры элементов набора
и использовать склейки пошире, чтобы не было таких ребер).

Однако, когда я посмотрел на то, что получилось в результате, меня
постигло горькое разочарование. При внешне неплохих очертаниях цвета
вышли отвратительными, а если к этому еще прибавить несхождение
расшивки, то все выглядело жутким… Хотел было бросить все, но жаль
было потраченного времени и сил. Пошел в магазин, купил краски для
пластиковых моделей фирмы “Humbroll”, кисть, маркеры и гелевые ручки
черного и серебристого цветов. И начал все окрашивать (по 2-3 раза) и
прорисовывать. Это была работа (как писал кто-то из мастеров
моделизма) для настоящих самураев. Опознавательные знаки и
цифро-буквенную маркировку пришлось напечатать отдельно, а потом
вырезать и наклеить как аппликацию и покрыть лаком для волос
(похищенным у жены). Не везде получилось ровно. Кроме того, я жестоко
ошибся в цвете – специалисты по камуфляжу квалифицированно
раскритикуют меня за несоответствие моих цветов реальным. Но я
подгонял краски под цвета сканов (глупость какая!), а надо было ранее
посмотреть литературу и увидеть, что британская авиация красилась не в
“хаки”, а в “земляной” цвет. Перекрашивать не стал… Извините...
МУКИ В КАЧЕСТВЕ ХУДОЖНИКА БЫЛИ УЖАСНЫМИ! Но я выстоял.

Повоевал немножко и с крыльями. Во-первых, мало нервюр. Рекомендую
добавить, чтобы избежать ребер. Во-вторых, сложно стыковать элементы
крыльев между собой и, главное, с фюзеляжем. Проблемные места хорошо
видны на фотографиях.
Кабины стрелков, бомбы – это особая прелесть. Сферические оголовники
для бомб рекомендую выклеивать на сферическом же наконечнике ручки или
фломастера.
Детали пулеметов были даны для модели Halifax’а от той же Fly Model.
Кое-что нужно было подогнать по месту. Зато все получилось движущимся
– кабины, пулеметы, шасси, пропеллеры.

Да, еще створки бомбового люка. Там либо какая-то ошибка в развертках,
либо я чего-то не понял. Но сверялся по различным чертежам и книгам –
я собрал правильно, хотя на мой взгляд створки должны быть выгнуты в
другую сторону. А вот поляки собрали не совсем правильно – в
перевернутом варианте (я сверялся с фотографиями с сайта Konradus’а:
http://www.konradus.com./forum/read.php?f=1&i=15344&t=15231#reply_15344
http://www.konradus.com./forum/read.php?f=1&i=25584&t=25580#reply_25584
http://www.konradus.com/forum/read.php?f=1&i=36038&t=35802#reply_36038).
Результат – на фотографиях. О габаритах можно судить, сравнив самолет
с размерами человечка на фотографии, у него (вернее, у нее) в масштабе
1:1 высота получается 0.915 м без кудряшек.

Храню модель пока в вертикальном состоянии, подвесив за переднюю
внутреннюю поверхность бомболюка как рыбу на кукане.

Вот, собственно, и все. Главный совет – друзья, перед началом сборки
проверьте качество сканов модели, и лучше обработайте их на
компьютере, чтобы потом полгода не мучаться с кисточкой или
распылителем (если только это не приносит удовольствия)…

PZL-37 “Los”
 Первое, что я начал строить – так, чтобы проверить, осталось ли что-нибудь из навыков прошлого – был польский бомбардировщик времен II мировой войны PZL-37 “Los”. То место, откуда я его взял, не указывало точно номер журнала (а эту модель переиздавали несколько раз!), но по некоторым причинам я склонен считать, что она взята из журнала Maly Modelarz, 8-9/1978 (если кто поправит – буду рад). Сразу замечу – навыки подрастерялись. Плюс ко всему я наивно решил, что то, что держу в руках – истина в последней инстанции, и исправлению не подлежит за ненадобностью (повторюсь, я до этого ничего не собирал из сканов!). Как же я глубоко заблуждался! Муки начались уже при работе с интерьером кабины (представленных схем было явно недостаточно). Поразвлекался с остеклением, пока нашел, что лучше клеить прозрачный пластик к бумаге “Моментом”. Затем сегменты корпуса не захотели совпадать друг с другом (детали скелета фюзеляжа совершенно не совпадали с внешней обшивкой). Но самыми коварными оказались крылья. Они были совершенно разными! В результате, одно из них вроде бы село как положено, зато второе гордо устремилось передней кромкой в небо. Жуть! Уже хотел все бросить к черту – однако стало жаль потраченного времени. Доделал. И вот теперь решил выбрать не самый ужасающий ракурс, чтобы дать всем желающим возможность полюбоваться на этого монстра в собранном виде. Но, коллеги, перед тем как взяться за него – подумайте хорошенько, его надо как следует подправить в Фотошопе!
  Macchi C 200 “Saetta”
 Номером два в моей коллекции стал Васяковский Macchi C 200 “Saetta” (Maly Modelarz, 8/1985). По сходимости – отличная модель! Рекомендую! Единственное, что посоветовал бы сделать – перекрасить ее. Лично я на тот момент не умел работать с Фотошопом совершенно, поэтому лишь залил нижние поверхности крыльев одинаковым цветом (на сканах одно крыло снизу серо-голубое, другое – веселенько-розовое).
“Rolls-Royce” В.И.Ленина

 Переходим к номеру три. Это “Rolls-Royce” В.И.Ленина (вернее, на сколько я понял из статей, машина-то была царская, переделанная механиком Николая II Адольфом Кегрессом, но Ильичу понравилась, что говорит о его хорошем вкусе). Опубликована эта модель была в Maly Modelarz, 8/1977. Впервые я увидел этот журнал у брата, он потом отдал его мне, но часть деталей уже была утрачена и модель собрать не удалось. И теперь я решил повторить опыт прошлого. Что касается сканов, то сходимость их оказалась не на высоте. Во-первых, кто их видел – знает, что контуры деталей не совпадают с заливкой, пришлось подправить в Фотошопе. Во-вторых, набор корпуса не очень сошелся с внешней облицовкой, пришлось кое-что подклеивать ватманом, но все равно остались кое-какие вмятины. После сборки корпуса он напоминал тыкву, на которой Золушка пошуршала на бал :-) . Хорошо хоть гусеницы скрасили общую картину. С ними тоже пришлось повозиться: кто собирал модели танков - тот меня поймет. Но в результате получился неплохой такой автомобильчик. Моей дочке очень нравится :-) .
Vittorio Veneto

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Следующее творение - модель итальянского линкора времен II мировой войны “Vittorio Veneto”. Моя гордость, лучшее из того, что я делал! Я потратил на нее почти полгода (не потому, что много возни, хотя и не без этого, а потому, что работал очень медленно, после 11-12 вечера, по 1-1.5 часа, да и около месяца до начала работы я приводил сканы в нормальный вид в Фотошопе (кое-что доработал из-за несхождения)). На поверхность днища нанес 2 слоя акриловой краски (белой) в качестве шпаклевки (но тут нужно осторожно – она на водной основе, ватман немного размокает, правда подсохнув, натягивается опять - увы, такого балдежа, какой был у Voldemarus’а при постройке корпуса Yamato, у меня не наблюдалось), а затем, когда все высохло, выкрасил поверхность краской фирмы Humbrol для пластиковых моделей. Можно подобрать любой цвет, сохнет очень быстро (минуты). Я с ней ранее сталкивался (а также с краской фирмы Revell), когда собирал пластмассовые модели – классная это вещь. Единственное, что можно было бы улучшить – так это использовать распылитель (предварительно выровняв поверхность несколькими слоями шпаклевки до идеала), тогда днище было бы совершенно ровным. Но звиняйте – нема… Леера – паянные, брал длинную ровную палку, размечал карандашиком, вбивал по три гвоздя с каждой стороны, натягивал тонкую проволоку и паял, паял… Скажу Вам честно – это было самое нудное. И главное, в палубу их нужно вставить обязательно до сборки бортов, иначе потом возникают большие проблемы. Саму модель (я имею в виду качество разверток) я бы оценил по 10-бальной шкале где-то на 8. Схемы сборки чуток слабоваты, кое-что пришлось догадываться самому по фотографиям этого линкора из И-нета. Но самое приятное, что я этот корабль наконец доделал до конца по прошествии … 20 лет. Дело в том, что в далеком 1984г. у меня был этот журнал живьем, но дальше корпуса дело не пошло. И уж никак не ожидал я, что спустя столько лет все же увижу его собранным целиком!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ansaldo A1 Balilla

 

 

 

 

 

 

 

 

 И последнее, что готово на сегодняшний день – модель итальянского истребителя времен I мировой войны “Ansaldo A1 Balilla”. Первая моя проба пера в Фотошопе. Дело в том, что мне ну совсем не понравился вид этого самолета в Maly Modelarz, №11/1981г. Во-первых, жуткие цвета, во-вторых хотелось бы камуфляж поинтереснее и породнее. И вот, полазив по И-нету, я нашел фото этого самолета, стоящего в музее г.Бергамо. Интересный такой, со Св.Георгием на борту. Короче, попыхтев, превратил зеленое чудовище польской армии в симпатичное чудо итальянского образца. Единственный прокол – думал, что эмблема у него на обеих бортах (оказалось – с одной, правой, стороны – в более поздних сканах переделал, когда уже модель собрал!), и хвостовое оперение с радужными мазками на верхней поверхности и маркировкой авиачасти на стабилизаторе (добавлю краской). Причина – малое количество фотографий и их небольшой размер, все данные собирал по крупицам из литературы (например, растяжки, из схемы этого не видно совершенно) и из И-нета. Но все можно подправить.И теперь, наконец-то раздобыв цифровой фотоаппарат, я хочу представить на суд общественности пять своих моделей, созданных исключительно из сканов журналов Maly Modelarz. Извините, если качество моделей и фотографий не очень высокое – и техника, и навыки слабоваты.

 

 

 

 

 

 

 

 

Главная страница || Галерея||
Hosted by uCoz